Четверть госзакупок в РФ по 44-ФЗ осуществляется у единственного поставщика

Около 25% бюджета закупок по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который все знают как 44-ФЗ, идет через единственного поставщика. Несмотря на то, что государство этот способ закупок не жалует, его доля несколько последних лет неуклонно растет. При каких условиях закупку можно ограничить единственным поставщиком, как обосновать безальтернативный выбор, как сервис «СБиС Торги» может помочь в госзакупках? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Работа с государственными заказчиками требует от подрядчика многого: профессионализма, устойчивости, терпения и умения играть «в долгую». Однако такое сотрудничество дает подрядчику тоже немало: имидж, серьезные объемы и гарантированную оплату.

Армия государственных заказчиков – несметная и финансово ёмкая. По данным Единой информационной системы в сфере госзакупок, в 2016 году в рамках 44-ФЗ было размещено более 3 миллионов извещений о проведении торгов государственными и муниципальными органами, общая сумма контрактов по ним составила 6,4 трлн. руб. Исходя из прогнозов на 2017 год, сумма госконтрактов увеличится.

Закупка услуг у единственного поставщика в числе лидирующих способов определения подрядчика

Согласно 44-ФЗ «О контрактной системе», госзаказчики могут выбирать способы проведения закупки. В рамках закона действуют более десятка способов выбора поставщика. Они делятся на две группы: первая - конкурентные способы определения поставщиков (различные виды аукционов и тендеров, запросы котировок и предложений), вторая группа - закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

top_5.jpg

Источник: Единая информационная система в сфере госзакупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика в числе «топовых» способов проведения госзакупок. О популярности этого способа наглядно говорят цифры: если в 2014 году им воспользовались около 17,5% государственных заказчиков, то в 2017 году этот показатель уверено подходит к отметке в 25%.

В чем отличие закупки у единственного поставщика от других способов осуществления госзакупок? Принципиальное отличие в безальтернативности выбора. При этом способе закупки выполнение обязательств по контракту предлагается только одному исполнителю. Им может выступать как физлицо, так и юрлицо. Привлечения иных участников и проведения других конкурсных процедур не требуется.

Случаи закупки у единственного поставщика

Все случаи закупки у единственного поставщика прописаны в 6-ом параграфе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в статье 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Данная статья в последней редакции (ред. от 29.07.2017 г.) содержит 51 случай, в которых госзаказчик имеет право привлечь единственного поставщика. Большинство описанных в 93 статье случаев носит так называемый нишевой характер, например, к ним относятся: поставка культурных ценностей для государственных музеев и библиотек, осуществление закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность и др.

Однако в данной статье приведены и случаи, которые имеют широкое применение. Одним из самых применяемых является осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен перевалить 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок. Указанные ограничения годового объема закупок не распространяются на сельские поселения.

К другим популярным случаям закупки у единственного поставщика относятся:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые принадлежат к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария,
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ,
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме,
  • закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий,
  • заключение договора на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку.

1213334.jpg

Государственный заказчик не просто имеет право, а обязан прибегнуть к единственному поставщику в том случае, если конкурентные способы выбора поставщика, а именно - открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений - признаны несостоявшимися.

Закупку у единственного поставщика нужно обосновать и известить о ней контролирующий орган

Если закупка у единственного поставщика не является государственной тайной, о ней нужно известить и обосновать выбор поставщика. В зависимости от причины выбора извещение о закупке у единственного поставщика размещается в Единой информационной системе госзакупок не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта или же о закупке уведомляется в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контролирующий орган в сфере закупок. Уведомление направляется в Федеральную антимонопольную службу, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению необходимо приложить копию заключенного договора с обоснованием.

Обоснование закупки у единственного поставщика состоит из двух ключевых тематических блоков:

  • обоснование невозможности или нецелесообразности выбора других способов определения поставщика,
  • описание ключевых условий контракта, в частности расчет и обоснование цены контракта.

12.jpg

Как не ошибиться при заключении контракта?

Помочь найти того самого единственного поставщика призван сервис «СБиС Торги», который в режиме 24/7 анализирует закупочную деятельность в РФ. Как поставщик вы получите полную картину по закупкам, всю важную информацию о заинтересовавших вас заказчиках. Как заказчик вы сможете узнать всю «подноготную» потенциального поставщика, сможете установить с ним контакт, взвешено определить цену контракта. И это лишь малая часть возможностей сервиса!

Сервис не требует установки дополнительного программного обеспечения, имеет конкурентную цену и широкий перечень дополнительных возможностей.

Также не забывайте, что для подписания электронных документов, предусмотренных 44-ФЗ, необходимо использование усиленной неквалифицированной электронной подписи. Центр ЭЦП готов предоставить вам электронную подпись в кратчайшие сроки.

Пояснить все тонкости участия в госзакупках вам готовы наши специалисты.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы
Вернуться к списку