Налоговая тайна стремится стать явью

Налоговую тайну охраняет 102-ая статья Налогового кодекса РФ. Согласно ей, налоговая тайна не подлежит разглашению контролирующими органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением сведений... Именно последняя фраза таит в себе опасность для налогоплательщика. Законодательная тенденция такова, что число сведений, не попадающих под защиту налоговой тайны, увеличивается.

Передавая данные в налоговые и другие контролирующие органы, налогоплательщик вправе рассчитывать на их сохранность и неразглашение. Однако все больше информации становится доступно общественности. Среди наиболее активно интересующихся внутренней кухней компаний – вездесущие средства массовой информации и контрагенты, которым при выборе партнеров надо проявлять должную осмотрительность. На защите какой информации стоит 102-ая статья Налогового кодекса, какую информацию законодательно рассекретили, какую ответственность несут те, кто волей или неволей раскрыл сведения, составляющие налоговую тайну? Как передать информацию в налоговую, не допустив утечки? Читайте об этом в нашей статье.

Сведения, не попавшие под понятие «налоговой тайны»

Компании не заинтересованы в раскрытии внутренней информации, общественность и потенциальные партнеры по бизнесу, напротив, хотят знать все нюансы. Не допустить конфликта интересов призвана статья НК «Налоговая тайна». Ее первый пункт категоричен, он гласит: налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов… Однако дальше следует та самая фраза - «за исключением сведений». Таких сведений по ситуации на лето 2017 года набралось на тринадцать пунктов. В последней редакции закона (от 18.07.2017 г.) не являются налоговой тайной следующие данные:

  1. Общедоступные данные, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов);
  2. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  3. Данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. Данные, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. Данные, предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на правах собственности;
  6. Данные, предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах;
  7. Данные о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  8. Данные, предоставляемые органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;
  9. Данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  10. Данные об уплаченных организацией в предыдущем году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору);
  11. Суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предыдущий календарный год;
  12. Данные о постановке на учет в налоговые органы иностранных организаций;
  13. Данные о постановке на учет в налоговые органы физических лиц.

Какие новые данные станут достоянием общественности

В 2016-2017 гг.. 102-ая статья НК существенно расширила перечень раскрываемых данных. В НК включены многие внутренние данные, переставшие быть налоговой тайной. На это стоит обратить особое внимание: публичной информацией теперь становятся долги по налогам, среднесписочная численность сотрудников, доходы и расходы из бухгалтерской отчётности, платежи по страховым взносам. Теперь ФНС имеет право публиковать эту информацию.

Сведения будут доступны на официальном сайте ФНС в сети Интернет. Информация о должниках по налогам уже доступна на сайте ФНС: можно обратиться к базе данных о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов или не представляющих налоговую отчётность больше года. Информацию нужно искать самостоятельно.

Кто в ответе за разглашение налоговой тайны

Закон гласит, что налоговая тайна не подлежит разглашению контролирующими органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами.

К разглашению налоговой тайны также относится и использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства).

Во избежание утечек, сведения, составляющие налоговую тайну, должны храниться должным образом и иметь ограниченный режим доступа – согласно 102-ой статье НК.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют строго определенные контролирующими структурами должностные лица.

Утрата документов или разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влекут за собой ответственность. Наказанием может стать штраф, возмещение причиненных убытков, в особо тяжких случаях ответственность может быть и уголовной.

Как минимизировать риск разглашения данных

Совет первый.

Сдавать отчетность по защищенным телекоммуникационным каналам. Отправлять в налоговую отчетность в электронном виде сейчас обязаны крупные налогоплательщики, однако и все остальные компании могут сдавать бухгалтерскую отчетность через электронные каналы связи, минуя пресловутый человеческий фактор. Для представления отчетности в налоговые органы необходимо наличие электронной подписи,

Совет второй.

Сдавать отчетность без ошибок и в срок. Напомним, что с недавнего времени данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) перестали быть налоговой тайной.

Справиться с ошибками в отчетности и забыть о просрочках вам помогут сервисы СБиС Электронная отчетность и СБиС Аналитический блок пакета Расширенный.

В СБиС вам доступны:

  • Персональный календарь отчетности для вашей организации;
  • Двухступенчатый контроль и проверка на ошибки;
  • Контроль лицевого счета компании в ИФНС и минимизация недоимок и переплат;
  • Консультации по вопросам заполнения и отправки форм отчетности и многое другое.

Хотите подробнее узнать о том, как вы можете обезопасить свою компанию с помощью сервиса СБиС? Обратитесь к нашим специалистам, мы предоставим вам исчерпывающую информацию.  


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы
Вернуться к списку