Выбор контрагента: как меняются «неписаные» требования к должной осмотрительности.

Не хочется прослыть буквоедами при выборе контрагентов, а приходится. Так как риски выбора, в том числе налоговые, ложатся на плечи налогоплательщика. Государство лишь рекомендует проявлять в этом вопросе должную осмотрительность, не закрепив понятие осмотрительности законодательно. Четкого перечня критериев выбора контрагентов, который бы раз и навсегда определил «осмотрительный» алгоритм выбора, не существует. Как эволюционирует понимание должной осмотрительности, какие изменения произошли в этом вопросе в 2017 году, какой новый закон заставит быть при выборе контрагентов еще более осмотрительными? Как сервис СБиС «Все о компаниях» помогает создать полную картину о ваших контрагентах и конкурентах?

В буквальном переводе с латыни слово «контрагент» означает – противодействующий. Чтобы ваш партнер или подрядчик, именуемый контрагентом, не оказал вам «противодействие», выбирать его надо тщательно, необходимо проверить все аспекты его деятельности, что называется, от А до Я. Это важно как для обеспечения устойчивой жизнедеятельности вашего предприятия, так и для снятия возможных вопросов со стороны налоговых органов, которые рекомендуют при выборе контрагента проявлять должную осмотрительность. Проявление должной осмотрительности носит рекомендательный характер, за несдачу подтверждающих осмотрительность документов не оштрафуют. Однако за недобросовестных контрагентов ответственность нести вам, и, если подтверждающие проявленную осмотрительность документы не предоставить, резко увеличивается вероятность того, что вас обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды и налог вам будет доначислен.

Ответ на вопрос «проявлять должную осмотрительность или нет?» очевиден. Конечно нужно проявлять осмотрительность при выборе контрагента, это аксиома. Не очевиден ответ на другой вопрос - а как именно проявлять должную осмотрительность, какой перечень проверочных действий достаточен? Ведь пока понятие «проявление должной осмотрительности при выборе контрагента» осмысливается законодателями, и официально не закреплено, каждый волен трактовать его на свой лад.

Новые критерии оценки контрагента

Что понимать под должной осмотрительностью при выборе контрагента? Какой именно комплекс проверочных действий достаточен, каким должно быть обоснование выбора контрагента? По сей видимости, число таких вопросов в налоговые органы в последнее время увеличилось, так как в мае 2017 года ФСН подготовила письмо по данной теме № АС-4-2/8872 от 12.05.2017 г. В нем, прежде всего, рекомендовано для самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов учитывать утвержденные приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ общедоступные критерии, используемые налоговыми органами при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок. В частности, вас должно насторожить следующее:

  • контрагента нет в ЕГРЮЛ;
  • контрагент «прописан» по адресу «массовой» регистрации;
  • контрагент не указал адрес фактического местонахождения.

В письме также указано и на важное новшество: в ст. 102 НК были внесены изменения, получившие правоприменение с июля этого года - был снят режим налоговой тайны со значительной части информации, предоставляемой налогоплательщиком в налоговую. В частности, теперь открытыми являются данными о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. В майском письме ФНС подчеркнуто, что это нововведение дает налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Без посторонних

Летом 2017 года НК был дополнен статьей 54.1, которая введена в действие 18.07.2017 №163-ФЗ. Как утверждают эксперты, данная статья была принята стремительно. «Целью закона является не просто кодификация правил, сформулированных ВАС РФ, касающихся необоснованной налоговой выгоды, а фактически предлагается новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами», - так прокомментировал СМИ суть новой статьи председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Если тезисно, данная статья не допускает уменьшение налоговой базы за счет искажения предоставляемых сведений, уменьшение налоговой базы не должно быть самоцелью сделки, однако в рамках темы выбора контрагента интересен пункт статьи о том, что обязательства по сделке должны быть выполнены именно стороной договора, или же переданы третьему лицу по договору или закону. То есть акцент поставлен не только на реальности хозяйственной операции, но и на реальности ее выполнения стороной договора. А значит нужно быть готовым к проверке информации о том, достаточно ли штата у вашего подрядчика для выполнения обязательств по договору, достаточная ли квалификация у его специалистов и т.п.

Однако в данной статье есть и безусловно позитивное содержание. В третьем пункте статьи чётко и ясно изложены обстоятельства, которые не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для отказа налогоплательщикам в уменьшении налога. Самостоятельным основанием для отказа не могут быть:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах,
  • возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Как обеспечить разумный выбор контрагента

Однако, несмотря на развитие законодательной базы, само понятие должной осмотрительности так и не определено. Как следствие - любой перечень документов и аргументов в пользу добросовестности контрагента не может являться конечным. Перечень документов должен быть разумным и достаточным. Судебные органы, рассматривая дела о получении необоснованной налоговой выгоды, берут во внимание особенности каждой конкретной ситуации.

Как получить максимально полную информацию о потенциальном партнере или подрядчике? Какие ресурсы проштудировать, сколько на это потратить драгоценного времени? А если партнеров десятки или сотни?.. Как доказать, что работа по проверке контрагента была проведена и должная осмотрительность была проявлена?

Ответить на эти вопросы вам поможет сервис СБиС «Все о компаниях», который собирает, систематизирует и анализирует официальные данные об организациях и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории России.

В сервисе СБиС «Все о компаниях» вы найдете данные о финансовом состоянии партнеров и конкурентов, имена учредителей бизнеса и аффилированных лиц, контактную информацию компаний, сведения об участии в торгах и заключенных госконтрактах, информацию о судебных делах и проверках со стороны госорганов и др.

Данные собираются из ФНС, Росстата, Казначейства, арбитражных судов и т.п. Поиск информации об организации или ИП может осуществляться по любому имеющемуся реквизиту. С помощью оперативно полученного «портрета» компании вы сможете оценить ее надежность, перспективы сотрудничества и налоговые риски.

Обо всех особенностях выбора контрагентов вам готовы рассказать наши специалисты. Решайте свои задачи с помощью современных программных решений и сводите риски к нулю!

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы
Вернуться к списку