Явился-не запылился: признаки недобросовестного контрагента

Как выбрать надежного контрагента? Ведь на этапе переговоров на словах красиво у многих, а вот как будет на деле… Не подведет подрядчик, не сорвет сроки, не пропадет в самый неподходящий момент, не окажется пустышкой? Через какое сито нужно просеять потенциального контрагента, какие документы без стеснения у него запросить еще на этапе переговоров, как проверить контрагента комплексно – читайте об этом в нашей статье.

У слова «недобросовестный» мы насчитали 15 синонимов, все с негативной окраской. Это как же надо было сильно «насолить», чтобы в адрес недобросовестно выполнившего свои обязательства так красноречиво выражались!..

Чтобы не окружить себя плохими партнерами и не использовать разом весь вышеупомянутый список синонимов, рекомендуем вам вооружиться очень хорошим правилом: доверяй, но проверяй. И лучше проверять контрагентов заранее.

Критерии недобросовестности по версии налоговой

Предельно развернуто стоп-факторы при выборе контрагента сформулировала Федеральная налоговая служба РФ. Она выделяет 6 факторов, на которые следует обратить первоочередное внимание.

  • Компания является «темной лошадкой». У нее нет рекомендаций партнеров или других лиц. О ней нет информации в СМИ, в различных каталогах, в адресных справочниках, она не дает рекламу и не имеет своего сайта. Тем хуже, если о ее конкурентах и других участниках этого рынка, в особенности, предлагающих более низкие цены, такая информация есть.
  • Контрагент официально не зарегистрирован. Отсутствует информации о его государственной регистрации в ЕГРЮЛ.
  • У компании нет прописки. Отсутствует информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных торговых площадей.
  • Руководство сторонится контактов. Нет личных коммуникаций руководства или уполномоченных должностных лиц компании-подрядчика при обсуждении условий договора.
  • Руководитель компании не подтвержден документально. Отсутствует документ, подтверждающий полномочия руководителя компании-контрагента, нет копий документа, удостоверяющего его личность.
  • Представитель контрагента, ведущий переговоры, не может подтвердить свои полномочия. Отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя компании-контрагента, нет копий документа, удостоверяющего его личность.

edobrosovestnii-kontragent_1.jpg

Все эти признаки свидетельствуют о высокой вероятности того, что такой контрагент будет квалифицирован налоговыми органами как проблемный или «однодневка», а сделки, совершенные с ним, будут признаны сомнительными.

Практические рекомендации

Множество предпринимателей, активно работающих с подрядчиками, рекомендуют перед началом сотрудничества нанести визит потенциальному контрагенту: познакомиться с руководством, лично увидеть офис компании, штат сотрудников, производственные и складские помещения и т.д. Как минимум – сделать звонок в офис и переговорить с директором, если предприятие находится в другом городе.

Следует изучить отзывы о компании, а лучше – самостоятельно получить 2-3 отзыва у существующих и бывших клиентов.

Важно изучить экономические показатели предприятия. С июля 2017 года сделать это стало проще: снят режим секретности с информации о среднесписочной численности работников предприятия, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На этапе составления договора нужно предельно подробно прописать все санкции, которые последуют, если условия договора будут нарушены: в частности, сорваны сроки выполнения работ или поставок, если услуга или товар не соответствуют заявленному качеству, прописать условия обмена, доработки, возврата и т.п.

Практики также рекомендуют не «махать шашкой» при первой возникшей трудности во взаимоотношениях с контрагентом. Следует разобраться в том, имеет ли задержка или другое нарушение договоренности объективный характер, и будет быстро исправлена, или же проблема связана с халатностью и недобросовестностью подрядчика, и может носить системный характер. В любом случае, опытные предприниматели советуют иметь в запасе альтернативный вариант контрагента, такая тактика позволит минимизировать потери в связи с неудачным выбором подрядчика.

Двойная ответственность за недобросовестного контрагента

Неудачный выбор контрагента может принести как прямые потери, так и налоговые. Ответственность за недобросовестного контрагента придется нести, что называется, по всем фронтам.

Почему мы должны упускать еще и налоговую выгоду из-за нерадивого контрагента? – вопрос звучит резонно. А не нужно было связываться с высоко рисковой фирмой, нужно было проявить должную осмотрительность, - парирует государство.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Как доказать налоговой, что вы проверяли контрагента и проявили должную осмотрительность? Какие документы подтвердят ваши слова? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Понятие «проявление должной осмотрительности при выборе контрагента» законодательно не закреплено, перечень подтверждающих документов должен быть разумным и обоснованным.

edobrosovestnii-kontragent_2.jpg

Обосновать выбор контрагента поможет сервис СБиС «Все о компаниях». Он оперативно соберет информацию о финансовом положении контрагента, сведения об участии в торгах и заключенных госконтрактах, информацию о судебных делах и проверках со стороны госорганов, имена учредителей и др. Данные аккумулируются из ФНС, Росстата, Казначейства, арбитражных судов и т.п. Собранная информация позволит оценить надежность потенциального партнера, перспективы сотрудничества с ним и налоговые риски.

Обо всех особенностях выбора контрагентов вам готовы рассказать наши специалисты. Сотрудничайте с добросовестными партнерами!

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы
Вернуться к списку