Как оптимизировать налоги в 2017 году

Оптимизация налогов – это сокращение налоговых обязательств легальными средствами. Чтобы добиться цели и не попасть под штрафные санкции, важно быть в курсе текущих преобразований в налоговой сфере и учитывать прецеденты в разрешении споров между ФНС и компаниями вашей отрасли.

Статистика арбитражных судов за последние два года показывает, что при рассмотрении налоговых споров с юридическими лицами налоговая служба выигрывает в более чем 80% случаев, а в спорах c ИП – в более чем 60% случаев. Это происходит на фоне общего усиления налогового контроля в стране. В 2016 году плательщики нередко сталкиваются с обвинением в получении необоснованных налоговых выгод. Автоматические средства учёта и регистрации счетов фактур упрощают контроль движения товаров и поиск расхождений в отчётности контрагентов.

Ещё одна тенденция последнего времени – высокая результативность выездных налоговых проверок. Именно собранные в ходе таких проверок доказательства нарушений со стороны налогоплательщика предопределяют исход большинства судебных разбирательств с участием контролирующих органов.

Приведём примеры налоговых споров, которые, судя по имеющимся прецедентам, являются заведомо проигрышными для налогоплательщика.

Завышение цен на товары

Данная схема «оптимизации» известна давно – налоговая инспекция успешно выявляет и пресекает попытки её использования. К примеру, арбитражный суд СЗО в постановлении от 19.02.2016 по делу № А21-8407/2014 указывает, что ООО закупало сельскохозяйственную и другую технику по завышенной цене с целью получить вычет по НДС (т.е. в данном случае – необоснованную налоговую выгоду).

Если в реальности техника импортировалась и поставлялась организациями на УСН без уплаты НДС, по документам она приобреталась у компаний на ОСН. Налоговая проверка показала, что налогоплательщик не осуществлял платежей указанным компаниям на ОСН, не имел соответствующих хозяйственных расходов, а также необходимых основных средств и персонала. Кроме того, почерковедческая экспертиза установила, что договор на приобретение техники и первичные документы на неё подписывались неустановленными лицами. Высшее руководство ООО отказывалось признавать своё участие в деятельности компании. В итоге реальность сделки с поставщиком не подтвердилась и общество получило отказ в праве на вычет.

Завышение стоимости работ

Ещё одна старая схема получения налоговых вычетов по НДС, которая доказала свою неэффективность – предоставление ложных сведений о стоимости выполненных работ. Примером может служить дело № А15-681/2015, рассмотренное арбитражным судом СКО. В постановлении от 20.02.2016 суд признал незаконным применение ООО вычетов по НДС и уменьшение базы налога на прибыль на основании расходов, связанных с выполнением работ. По сведениям налоговых органов, сотрудники ООО формировали и подписывали фиктивные акты о приёмке работ по форме КС-2, а также указывали заведомо ложные сведения о стоимости работ в справках по форме КС-3. В расходы исполнителя работ вносилась стоимость стройматериалов, которые в действительности не приобретались.

Экспертное заключение подтвердило показания налоговых органов. В результате суд установил, что все перечисленные действия совершались сотрудниками ООО с целью незаконного обогащения.

Обосновать расходы – дело плательщика

Документально подтверждённые реальные расходы не исключают претензий со стороны ФНС. Статья 252 НК РФ обязывает плательщика доказывать не только реальность, но и экономическую обоснованность расходов. Например, ООО на договорной основе передаёт комиссионеру заключение сделок по приобретению и реализации товара. Комиссионер заключает сделку с фирмой, которая организует сбыт, оплачивает её услуги и выставляет соответствующую сумму для возмещения ООО. Если данная схема не приведёт к реальному увеличению продаж товара, расходы ООО на привлечение стороннего исполнителя суд может признать необоснованными. Пример подобного исхода – определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 по делу № 308-КГ15-1286.

Гражданские договоры

Если налоговая база была снижена за счёт заключения гражданского договора, контролирующим органам не составит труда переквалифицировать сделку в юридическую форму, соответствующую истинным намерениям сторон. Право налоговых органов переквалифицировать сделки закреплено в статье 45 НК РФ. В итоге плательщику всё равно придётся доначислять налоги по решению суда. Сумма доначисления рассчитывается, исходя из фактического содержания сделки.

Что особенно часто вызывает подозрения у налоговых органов:

  • заключение гражданско-правового договора вместо трудового;
  • замена договора купли-продажи договором комиссии либо агентским или инвестиционным договором;
  • оформление дивидендов в виде выплат по процентным обязательствам;
  • замена договора купли-продажи с рассрочкой платежа договором лизинга;
  • продажа имущественного комплекса под видом купли-продажи акций АО.

Цены по сделкам вне контроля территориальных налоговых органов

Есть и хорошие новости для налогоплательщиков. Раздел V.1 Налогового Кодекса РФ ограничивает полномочия территориальных налоговых органов в части контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. Теперь проверять цены на соответствие рыночным в праве только ФНС.

Чтобы инициировать пересчёт цен налоговым органам необходимо будет доказать в суде, что плательщик и его контрагент использовали необоснованные цены и заключали экономически необоснованные сделки с целью получения налоговых выгод.

Как оценить риски при оптимизации налогов?

Чтобы плательщик мог самостоятельно оценивать налоговые риски, ФНС утвердила концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (приказом от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@).

В документе налоговая служба называет 12 оснований для выездной налоговой проверки:

  1. Налоговая нагрузка ниже средней по отрасли.
  2. Убытки в нескольких налоговых периодах.
  3. Значительная сумма налоговых вычетов.
  4. Расходы растут быстрее, чем доходы.
  5. Среднемесячная зарплата сотрудника ниже средней по данному виду деятельности в данном субъекте РФ.
  6. Многократное достижение условий (показателей) для перехода на специальные налоговые режимы.
  7. Сумма расхода ИП максимально приближена к сумме дохода.
  8. Построение «цепочки контрагентов» экономически не обосновано.
  9. Не представлены пояснения и документы по запросу налоговых органов.
  10. Неоднократная «миграция» между налоговыми органами (снятие с учёта и постановка на учет в территориальных налоговых органах со сменой местонахождения плательщика).
  11. Значительное отклонение рентабельности от среднестатистического уровня по отрасли.
  12. Работа с сомнительными контрагентами (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).

ФНС уточняет, что 90% выездных налоговых проверок проводятся в отношении организаций и предпринимателей, чья деятельность отвечает хотя бы одному из перечисленных условий.

Сэкономить на услугах аудиторов и консалтинговых агентств можно за счёт самостоятельной оценки рисков при оптимизации налогов.

Как упростить оценку рисков со СБиС

Программа СБиС++ автоматизирует оценку налоговых рисков. Этот процесс, который в «ручном» режиме может занимать до недели, со СБиС успешно завершается за несколько секунд – по нажатию кнопки. Конечно, при условии, что ваши данные уже загружены в программу или — ещё лучше — сформированы в ней. Но даже если это не так, на загрузку необходимых данных уйдёт всего около получаса, так что вы экономите время в любом случае.

Откуда СБиС берёт средние значения по вашей отрасли и вашему региону? Он определяет их по ИНН и ОКВЭД-коду организации.

При оценке рисков СБиС формирует простые для восприятия и понятные отчёты. Если критерий вызывает вопросы, пояснения можно получить в один клик. На титульном листе отчёта отражаются только ключевые показатели и выводы. Это очень удобно, когда высшему руководству компании нужно быстро просмотреть результаты оценки и обсудить их бухгалтерией.

Налоговая нагрузка:

Налоговая нагрузка

Оптимальная система налогообложения:

Оптимальная система налогообложения

Условия перехода на другие системы налогообложения:

Условия перехода на другие системы налогообложения

Со СБиС вы можете оптимизировать не только налоги, но и налоговые риски! Оставьте заявку, чтобы получить консультацию по возможностям СБиС, задать вопросы или заказать продукт прямо сейчас.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы
Вернуться к списку