Отчетность: отказать нельзя принять

В последнее время участились случаи, когда налоговая не принимает отчетность. Кому-то аргументировали отказ подозрениями в недобросовестности, а кого-то – без объяснения причин, вызвали «на ковер». Сегодня разбираемся: какие основания для отказа в приеме отчетных документов являются законными, а какие – додуманы на местах и не имеют под собой правовой основы.

Отчетность нужно сдавать вовремя – это аксиома. Если организация не сделала этого – «пиши пропало»… Вариантов наказания несколько: самый гуманный – это штраф. За просрочку отчетности в ФНС грозит ежемесячный штраф в процентах от суммы неуплаченного налога. Но это цветочки. Если у вас не принимают отчетность по НДС - будьте готовы и к блокировке расчетного счета компании. Такое наказание может последовать довольно быстро, уже через 10 рабочих дней после установленного срока сдачи отчетности. Блокировка счета – «коллапс» для бизнеса. Поэтому пока из налогового органа плательщику не пришло уведомление о том, что отчетность принята, надо быть во всеоружии.

6 законных оснований для отказа в приеме документов

В приказе Минфина Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы» дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов. Исчерпывающим этот перечень назван не автором данной статьи, это официальное название раздела регламента.

Согласно 28 пункту Административного регламента ФНС, основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

1) Личность сдающего документы не подтверждена. Отсутствуют документы, удостоверяющие личность физического лица, или физическое лицо отказывается предъявить должностному лицу такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим физлицом;

2) Полномочия сдающего документы не подтверждены. Отсутствуют документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо сдающий декларацию (расчет) отказывается предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) Неверная форма декларации. Налоговая декларация (расчет) предоставлен не по установленному формату;

4) Отчетность в бумажном виде не подтверждена подписью и (или) печатью. В налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, отсутствует подпись руководителя или иного представителя, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), а также отсутствует печать организации;

5) Отчетность в электронном виде не подтверждена электронной подписью. В налоговой декларации, представленной в электронной форме по ТКС, отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя или данные владельца квалифицированного сертификата не соответствуют данным руководителя организации-заявителя;

6) Отчетность отправлена не по адресу. Налоговая декларации (расчет) направлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Недобросовестность - домысел или причина?

2017 год был богат на случаи «заворачивания» отчетности органами ФНС. Почему не принимают бухгалтерскую отчетность? Толком причину объяснили не всем. На профильных форумах все чаще можно было встретить дискуссии о правомерности-неправомерности действий налоговых органов. Растерянные бухгалтера просили помощи у юристов, мнения которых расходились. Одни советовали идти на «ковер» и договариваться миром, другие называли действия налоговиков незаконными и рекомендовали добиваться правды через суд.

Масло в огонь подлила официальная публикация ФНС Хабаровского края, в которой было указано, что у недобросовестных юридических лиц налоговые органы вправе не принимать отчетность. По каким критериям определялась недобросовестность? На этот счет были даны пояснения.

Критерии «подозрительных» налогоплательщиков:

  • Руководитель компании или уполномоченный представитель не приходят в налоговый орган для предоставления пояснений;
  • Директор не осуществляет реальное руководство организацией;
  • Электронная цифровая подпись передается другим лицам;
  • Юрлицо не ведет реальной финансово-хозяйственной деятельности;
  • Компания не подала в ЕГРЮЛ достоверные сведения о юридическом адресе;
  • Компания платит мало налогов: предоставляет налоговые декларации по НДС, удельный вес налоговых вычетов в которых составляет 99%.

Летом 2017 года ситуация достигла критической точки: единичные случаи непринятия отчетности перестали быть таковыми, ситуация получила публичную огласку. 4 августа на крупном федеральном медийном ресурсе РБК вышел большой материал, в котором множество специалистов дали правовую оценку непринятия отчетности по причине недобросовестности плательщика. Вот лишь некоторые тезисы экспертов:

Чтобы выявить недобросовестность налогоплательщика, налоговый орган должен как минимум провести камеральную проверку налоговой декларации, а для этого сначала ее нужно принять у плательщика.

В Налоговом кодексе РФ нет формулировки «недобросовестный налогоплательщик», признать его таковым имеет право только суд.

После публичной дискуссии ФНС удалила страницу, где было размещено сообщение о правомерности отказа принимать налоговые декларации у налогоплательщиков, которых сочли недобросовестными. В случае несогласия с актами и действиями налоговых органов, их можно обжаловать в вышестоящей налоговой инстанции, пояснила пресс-служба ФНС.

Как свести к минимуму риск непринятия отчетности

Как не выйти из правового поля в коммуникациях с налоговой и другими контролирующими органами? Как быть в курсе всех законодательных изменений в отчетности, забыть о просрочках и свести риск непринятия отчетности к нулю? Предлагаем вам воспользоваться электронным помощником СБИС. В нем оповещение о непринятии отчетности придет быстро и без задержек, это поможет вовремя исправить все ошибки или предоставить дополнительные документы.

В СБИС Электронная отчетность у бухгалтера перед глазами персональный календарь отчетности, двухступенчатый контроль и проверка на ошибки, помощь в вопросах заполнения и отправки форм отчетности и др.

А система СБИС Электронный документооборот позволит вести учет так, что вы забудете о риски попасть в черный список «недобросовестных» налогоплательщиков.

Главные конкурентные преимущества сервиса СБИС – широкий функционал, удобный интерфейс, доступная цена.

А чтобы вам не отказали в принятии документов по вполне законной причине - из-за отсутствия электронной подписи при сдаче отчетности в электронном виде – закажите цифровую подпись быстро и за разумные деньги в аккредитованном Центре ЭЦП.

Хотите подробнее узнать о том, как свети к минимуму риск непринятия отчетности с помощью сервиса СБИС? Обратитесь к нашим специалистам, мы предоставим вам всю информацию.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Менеджер компании свяжется с Вами в течение 30 минут и ответит на Ваши вопросы

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Вернуться к списку