Отправим материал Вам на почту

Работа над ошибками

На носу сдача годовой отчетности. Спешка и невнимательность, быстро меняющееся законодательство, неразбериха в первичной документации и множество других причин могут привести к ошибкам в отчетности. Как не допустить ошибок, что делать, если вы обнаружили ошибку в отчетности прошлых периодов? О том, как исправить ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, как свести к нулю вероятность их появления в будущем – читайте в нашей статье.

Для усовершенствования регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в 2010 году министерство финансов РФ приняло Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», известное как ПБУ 22/2010. Этот документ закрепил понятие ошибки в бухучете и бухотчетности, прописал правила исправления ошибок, а также установил требования к порядку раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности для всех юридических лиц.

ПБУ 22/2010 не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения. Порядок отражения ошибок в бухгалтерском учете и отчетности госсектора должен быть прописан в учетной политике каждого такого учреждения. Есть все основания полагать, что в 2018 году появятся единые правила и для госструктур: министерство финансов уже разместило на своем сайте проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты». Пока же госсектор во многом заимствовал правила исправления ошибок в отчетности у коммерческих структур.

ТОП бухгалтерских ошибок

По данным издания Клерк.ру, ошибка в годовой бухгалтерской отчетности входит в ТОП ошибок, совершаемых бухгалтерами. Также на вершине этого «антирейтинга» ошибки, сделанные по незнанию или непониманию изменений, внесенных в отчетность законодателями, ошибки, связанные с несоблюдением правил, прописанных в учетной политике предприятия и ошибки по невнимательности.

Что понимают в РФ под бухгалтерской ошибкой?

Ответ на этот вопрос дает Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Согласно ПБУ 22/2010, ошибка в бухучете и (или) бухотчетности – это неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации.

Понятие «неправильное» дополнительно не поясняется, как следствие, оно трактуется в прямом значении – не соответствующее существующим правилам.

В Положении отдельно прописано, что ошибками не являются неточности, установленные после получения новой информации, которая не была доступна организации на момент подготовки отчетности.

Что может стать причиной ошибки?

Да что угодно! Перечень причин не является закрытым, ПБУ 22/2010 называет лишь самые распространенные:

  • неправильное применение законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • неправильное применение учетной политики организации;
  • неточности в вычислениях;
  • неправильная классификация или оценка фактов хозяйственной деятельности;
  • неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
  • недобросовестные действия должностных лиц организации.

Исправление ошибок в отчетности

Можно ли проигнорировать ошибку? Нет! Ошибки в отчетности необходимо исправить. В бухучете алгоритм исправления ошибки зависит от ряда факторов: времени совершения ошибки, серьезности ошибки, а также величины предприятия.

Когда обнаружена ошибка?

Порядок исправления ошибок напрямую зависит от времени их обнаружения. Ошибки отчетного года должны быть исправлены в месяце обнаружения или до даты подписания бухгалтерской отчетности.

При обнаружении ошибок предшествующего периода внесение исправлений зависит от характера и времени обнаружения. Исправленная отчетность предоставляется всем адресатам, которым была дана первоначальная бухгалтерская отчетность.

Какие ошибки являются существенными?

Ошибка финансовой отчетности будет признана существенной, если она может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетности за указанный отчетный период. Серьезность ошибки каждая организация определяет сама. При этом учитываются как величина показателя, так и характер статьи отчетности. Например, кто-то признает существенной ошибку, искажающую бухгалтерский баланс на более чем 10%, а кто-то и на 5%.

Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, согласно ПБУ 22/2010, исправляется:

  • записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
  • путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год. Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Как исправлять ошибки бухотчетности малому бизнесу?

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, не под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му ауди­ту, имеют право все ошиб­ки ис­прав­лять как несу­ще­ствен­ные, то есть без ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако, необходимо помнить, что это право нужно указать в учет­ной по­ли­ти­ке организации.

Требуется ли пояснять исправленные ошибки?

Важно помнить, что при подготовке годовой бухгалтерской отчетности нужно в ней не только исправить ошибки прошлых периодов, но и подготовить по существенным ошибкам пояснительную записку. Эта записка должна содержать такую информацию: описание ошибки, сумма корректировки по каждой статье бухотчетности, сумма корректировки вступительного сальдо самого раннего из представленных отчетных периодов. Если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, она также обязана указать в пояснительной записке сумму корректировки базовой и разводненной прибыли или убытка на акцию.

В ногу с техническим прогрессом

Как сэкономить драгоценное время на пересчетах и подготовке пояснительных записок? Как быть в курсе всех законодательных изменений в отчетности, забыть о просрочках и свести ошибки в отчетности к нулю? Ответ лежит на поверхности – идти в ногу с техническим прогрессом и воспользоваться электронным помощником.

Одним из наиболее востребованных сервисов электронного документооборота является СБИС Электронный документооборот. Сервис проверит все ваши документы на правильность оформления, и это лишь капля в море его возможностей. Главные конкурентные преимущества сервиса – широкий функционал, удобный интерфейс, доступная цена.

В СБИС Электронная отчетность доступны:

  • персональный календарь отчетности для вашей организации;
  • двухступенчатый контроль и проверка на ошибки;
  • консультации по вопросам заполнения и отправки форм отчетности и многое другое.

Сервис не стоит на месте, постоянно улучшается и предлагает пользователям все новые и новые возможности.

А чтобы общение с контролирующими органами стало возможным, необходимо вооружиться электронной подписью. Заказать электронную подпись быстро и за разумные деньги вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Хотите подробнее узнать о том, как вы можете избежать ошибок в отчетности с помощью сервиса СБИС? Обратитесь к нашим специалистам, мы предоставим вам исчерпывающую информацию.


Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию уже сегодня!

Статьи по теме

7 мин

Форма № 18: карточка учета организации

Рассказываем подробно про карточку учета организации по форе 18. Нюансы заполнения и сроки сдачи. Куда и как сдается форма 18. Узнайте в нашей статье.

10 мин

Расчет зарплаты сотрудника на разных системах оплаты труда

Какую систему оплаты труда выбрать, как рассчитать заработную плату, как распределяется Фонд оплаты труда на примере крупной российской компании, а также о том, какие летом 2023 года противоречия увидел Конституционный суд РФ в статье 135 ТК РФ об установлении заработной платы работодателем – читайте в нашей статье.

4 мин

Путевые листы: использование и оформление в СБИС

Основным документом для транспортников является путевой лист. Этот документ крайне важен для учета рабочего времени водителя, его оплаты труда, списания израсходованного топлива и даже для оценки состояния автомобиля. Путевой лист также подтверждает факт допуска данного водителя к рейсу.

150 000

Клиентов на постоянной поддержке

40

Офисов по всей России и продолжаем расширяться

15 лет

Мы успешно работаем в сфере электронных решений

24/7

Всегда на связи с клиентами группа Техподдержки

Написать директору

Отзывы и предложения для повышения качества нашей работы

Долгов

«Наша цель – решить все Ваши текущие задачи и создать новые возможности для Вашего успешного развития. Сделать это качественно и профессионально. Ваши предложения и пожелания – ключ к этому. Буду рад обратной связи по работе как подразделений, так и отдельных сотрудников.»

Антон Долгов

Руководитель компании

Заказать звонок

Новым клиентам скидка 50% на программы СБИС.